Репортаж Сергея Анашкевича
Хорошо, когда война далеко от тебя.
Когда погибают люди и разрушаются города где-то там, далеко, и все что ты о ней знаешь — это информация из новостных выпусков или утренних газет.
Америка за последние 100 лет участвовала не в одном десятке войн, но при этом ни одного раза это не происходило на ее территории. Никто на нее не нападал, но она вмешивалась и вмешивается везде и повсюду — Никарагуа, Куба, Гондурас, Доминикана, Германия, Япония (пожалуй, единственный случай, когда на Америку действительно напали), Корея, Гватемала, Ливан, Лаос, Камбоджа, Гренада, Панама, дважды Ирак, Гаити, Югославия, Афганистан, Ливия, и, конечно же, одна из самых известных войн с участием американцев — Вьетнам.
Одна из самых известных и, наверное, самая позорная для США. Война, в которой сверхдержава, обладающая огромными ресурсами, супероснащенной армией и передовой военной техникой ничего не смогла сделать с северовьетнамской армией и мощным партизанским сопротивлением.
Не помогли ни массированные бомбардировки, ни тактика выжженой земли, ни жестокие расправы с местными жителями, поддерживавшими партизан, ни применение печально известного «Агента Оранж», который сделал инвалидами и уродами десятки тысяч людей во время войны и делает их такими даже в наше время — до сих пор встречаются массовые случаи рождения детей с очень серьезными физическими и умственными увечьями.
В ХоШиМине, бывшей столице Южного Вьетнама, носившей тогда имя Сайгон, расположен «Музей жертв войны», в котором показаны ужасающие экспонаты и сотни леденящих душу фотографий, сделанных в том числе и американскими солдатами. Музей не для слабонервных. Музей, в котором проявляется истинное лицо страны — поборника демократии и человеческих ценностей — Америки. Страны, которая раз за разом, не считаясь с человеческими ценностями других стран, отправляет туда своих солдат…
Да, кто-то скажет, что в этом музее больше фотографий, чем автоматов и военной техники, но …. эти фотографии проникают намного глубже в сознание, чем лежащее под стеклом оружие.
На этих фотографиях, многие из которых сделаны даже не военными корреспондентами, а сами солдатами, вся боль и страдания людей, которые не по своей воле оказались участниками и заложниками бессмысленной и беспощадной мясорубки.
Это фото первым видит каждый, кто входит в холл музея. Знаменитое фото, символизирующее окончание той войны — искреннее счастье девочки, потерявшей в ней обе руки, но безумно радующейся обычному, мирному дождю, а не падающему с неба Агенту Оранж…
В музее несколько залов, но я начну с самого последнего. Из него хочется уйти сразу, как только ты сюда входишь.
Этот зал посвящен самому масштабному экоциду в истории всех войн.
Американцы, которые ничего не могли сделать с массовым и ожесточенным партизанским сопротивлением в покрытой густыми джунглями местности, применили крайне жестокую тактику. Они применили страшное химическое оружие, названное Агент Оранж — смесь дефолиантов и гербицидов синтетического происхождения, которая выжигала всю растительность на огромной территории, над которой ее распыляли. А самое страшное, что эта смесь содержит очень высокую концентрацию диоксина, который вызывает рак и генетические мутации у соприкасающихся с ними людей.
Вот так выглядели мангровые леса в дельте Меконга вскоре после применения здесь «Агента Оранж». Всего за время войны более 14% территории Вьетнама было подвергнуто воздействию этого яда. По данным министерства обороны США, с 1962 по 1971 годы американцы распылили на территории Южного Вьетнама 77 миллионов литров дефолианта «Агент Оранж», в том числе 44 миллиона литров, содержащих диоксин.
Естественно, во время «обработки» джунглей, дефолиант попадал и на огромное количество людей, вызывая сильнейшие ожоги, которые становились для человека фатальными.
Масштабное применение «Агента оранж» привело к экологической катастрофе во Вьетнаме. Сильнее всего пострадали мангровые леса – они были уничтожены почти полностью. Химическое оружие поразило 60 % джунглей и более 30 % равнинных лесов. В «оранжевых» районах выжили единичные виды деревьев и несколько видов колючих трав, не пригодных для корма скоту.Экологический баланс пошатнулся, а, вернее сказать, рухнул. Изменился микробиологический состав почв и воды, почти полностью исчезли животные, птицы, рыбы, земноводные и даже насекомые.
Но самое страшное, огромные концентрации диоксина остались в почве, и воде, продолжая поражать людей, в том числе еще не родившихся.
При попадании в организм диоксин вызывает онкологические заболевания дыхательных путей, различные проблемы с печенью и кровью, подавляет работу иммунной системы и приводит к состоянию так называемого «химического СПИДа». Он так же нарушает нормальное протекание беременности, из-за чего более миллиона вьетнамских детей, рожденных уже после войны на зараженной территории, имеют серьёзные врождённые пороки и отклонения.
В музее висят более сотни фотографий жертв «Агента Оранж», сделанные в разное время, в том числе в 80-е, 90-е и 2000-е годы,
В центре зала находится, пожалуй, самый страшных экспонат — емкость с формалином, в которой покоятся сросшиеся близнецы — результат воздействия диоксина на организм матери, к счастью для близнецов, умершей еще до родов…
Оранжевый зал. Здесь весь ужас американских преступлений во Вьетнаме
Рядом с основным зданием музея находится не менее ужасающий «экспонат» — южновьетнамская тюрьма.Сама по себе вьетнамская война отличалась особой жестокостью сторон по отношению друг к другу, в том числе и к пленым.
Попасть в плен означало обречь себя на нечеловеческие страданий и постоянные пытки. Все это происходило вот в таких тюрьмах по обе стороны линии фронта.
Камеры-клетки, открытые сверху для удобства наблюдения за заключенными, их кормежки и … издевательств.
Внутреннее убранство камеры и восковая фигура заключенного, прикованного к специальному устройству, не позволяющему даже нормально поспать.
Орудия пыток. Как правило, это были простые палки, нунчаки, крюки, а также телефонные аппараты, с помощью которых заключенных били током
Гильотина и плетеный ящик для голов
Лежачие камеры — еще одна изощренная пытка
Оружие, применявшиеся во Вьетнаме американцами.
Игольчатая бомба. Страшное оружие.
Начинкой такой бомбы являются сотни иголок, которые при взрыве бомбе разлетаются в стороны, поражая все вокруг себя.
Такие «осколки» плохо видны даже на рентгеновских снимках, что затрудняет медицинскую помощь раненым. Игольчатые бомбы запрещены Конвенцией ООН 1980 года.
Мина-бабочка нажимного действия
Шариковая бомба. «Работает» так же, как и игольчатая и тоже запрещена Конвенцией ООН 1980 года.
Во дворе музея выставлены экспонаты американской военной техники.
Штурмовик A-1 Skyraider. Эти самолеты участвовали в первом налёте на Северный Вьетнам 5 августа 1964 года. Низкая скорость и большое время нахождения в воздухе позволили A-1 эскортировать спасательные вертолёты, в том числе над Северным Вьетнамом. Достигнув района местонахождения сбитого пилота, «Скайрейдеры» начинали патрулирование и при необходимости подавляли выявленные зенитные позиции противника. В этой роли они применялись практически до конца войны.
Легкий двухместный штурмовик A-37 Dragonfly (на базе Cessna), разработанный на базе учебного самолёта T-37 в середине 1960-х годов. Активно применялся в ходе войны во Вьетнаме. В конструкции A-37 произошёл возврат к идее штурмовика как хорошо бронированного самолёта непосредственной поддержки войск, впоследствии получившей развитие при создании штурмовиков Су-25 и A-10.
Знаменитый Хьюи — Bell UH-1 Iroquois. UH-1 стал основным вертолётом вооружённых сил США в Юго-Восточной Азии и одним из символов Вьетнамской войны. Первый опыт массового применения «Хьюи» в боевой обстановке получила вновь сформированная 1-я кавалерийская (аэромобильная) дивизия, прибывшая во Вьетнам в сентябре 1965 года. Она была первой в мире дивизией, в которой основным средством перемещения личного состава служили не бронетранспортёры, а вертолёты.
Вооружение модификации «Хьюи», известной как Gunship
В кабине вертолета военно-транспортного вертолета Boeing CH-47 Chinook.
«Чинуки» активно использовались во время войны во Вьетнаме и их также активно сбивали — всего американцами было потеряно около 200 вертолётов по боевым и эксплутационным причинам. Во время вьетнамской войны лётчики впервые столкнулись с гранатомётами РПГ-7, из которых было сбито очень много этих машин. В одном случае в сбитом из этого гранатомёта «Чинуке» погибло 29 американских солдат.
Десантная лодка. Их активно использовали в дельте Меконга, которая изобилует тысячами рек и протоков
Крыло американского бомбардировщика
Авиабомбы, которыми буквально засеяли южновьетнамские джунгли.
За восемь лет на Южный Вьетнам было сброшено 17 миллионов авиационных бомб и взорвано 217 миллионов артиллерийских снарядов
Танк M41 Walker Bulldog
Были у американцев даже военные бульдозеры…
А вьетнамские партизаны использовали легкие самодельные велосипеды, на которые тихо и незаметно проникали в тылы американцев и совершали там сотни диверсий…
Закончу этот рассказ о музее американского поражения во Вьетнаме еще одной знаменитой фотографией.
Эта работа фотографа “Ассошиэйтед пресс” Ника Ута обошла весь мир, открыв всю подноготную вьетнамской войны. На фото запечатлена 9-летняя девочка Ким Фук с ожогами от напалма.
8 июня 1972 года группа мирных жителей направлялась к позициям правительственной армии, когда пилот южновьетнамских ВВС по ошибке принял людей за вьетконговцев и сбросил на них напалмовые бомбы.
В больнице врачи пришли к выводу, что полученные Ким Фук ожоги смертельны, но она выжила и после 17 пластических операций вернулась домой. В 1992 году она получила политическое убежище в Канаде. Сегодня живет с семьёй в провинции Онтарио…
Пегас Туристик представляет экстремальное приключение в военные тоннели Ку Чи. Наверное, это самое неординарное место не только Вьетнама. Здесь вы не пожалеете времени на то, чтобы пройти во вьетнамских джунглях курс молодого бойца.
Маленькая деревенька Ку Чи прославилась на весь мир благодаря удивительному упорству и трудолюбию местных жителей, превративших селение в гигантский подземный город, который рылся на протяжении 15 лет подручными средствами прямо под носом у ничего не подозревающей американской пехоты!
Комнаты для отдыха и собраний, бездымные кухни и вентиляция, система резервных ходов и целый арсенал ловушек, попав в которые, ни один преследователь не уходил живым, тянутся под землей на 187 километров!
Это прекрасная возможность почувствовать дух военного сопротивления и даже пострелять из очень популярного у вьетнамских партизан «Калашникова»!